назад на главную страницу

Теория – прелюдия практики

«Есть нечто гнилое в самой
сердцевине такой социальной
системы, которая, увеличивая
своё богатство, сохраняет
при этом нищету, и, в которой
преступность растёт даже
быстрее, чем рождаемость».

Маркс

Куда мы идём?
Куда нас ведут?

Так начиналось моё письмо, направленное в июне 1987 года в ЦК КПСС на имя Горбачева М.С. и в некоторые редакции центральных газет.
Прошло более двух лет. За это время мы прочувствовали в многочисленных проявлениях и всевозможных испытаниях экономическую мощь и степень развития нашей страны, широту масштабов и глубину революционных преобразований, которые можно характеризовать только как всеобщая разруха и запустение. А мировое сообщество воочию убедилось, что мировая система социализма дискредитирована коррумпированной партийной олигархией как концентрированное отражение господства руководящих и направляющих партий.
Ничто не обходится обществу так дорого, как теоретические заблуждения и просчёты!
И на этом фоне 28.11.89 в центральной печати опубликована статья «Социалистическая идея и революционная перестройка», которая начинается подзаголовком «Куда мы идём? Смысл и предназначение перестройки».
При внимательном изучении этой статьи обнаруживаешь, что новая, обновленная социалистическая идея стара как мир, что революционная перестройка, как мёртворождённая, существует только на бумаге; что мы уже не идём, не движемся, что мы уже пришли, подошли к зловещему пределу, перешагнув который, полетим в пропасть.
Что произошло, какой инерционный механизм, какие зловещие силы привели нас и систему социализма на край осязаемой катастрофы? Катастрофы, возвращающей нашу страну в лоно капитализма на «правах» его сырьевой базы, нищеты и бесправия народа. Нет ответа на эти вопросы в выступлениях лидеров КПСС и партийных документах, да и не ставится в них такая цель. Зато ставится «задача возвращения авторитета марксистской мысли, марксистского подхода к действительности».
Хотя задача эта страшно запоздалая, но всё-таки ещё актуальная, поэтому обоснованность её рассмотрения оправдывает известный принцип – лучше позже, чем никогда, который уместен и потому, что не только пять лет, а ещё и два года назад о «возрождении авторитета марксистской мысли» не захотел бы слышать даже сам Горбачев.
Действительно, время для этого пришло. Возрождение авторитета марксистской мысли и марксистского подхода начнём с «Манифеста коммунистической партии».
В разделе «Пролетарии и коммунисты» Маркс и Энгельс констатируют: «Политическая власть в собственном смысле слова – это организованное насилие одного класса для подавления другого» (стр. 47).
Уже одна эта формулировка даёт существенное представление о классах, которые проявляют себя и существуют только в антагонизме и противостоянии: класс эксплуататоров подавляет, держит в повиновении класс эксплуатируемых.
«Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединятся в класс, если путём революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и своё собственное господство как класса». (стр. 47).
Значит, если есть хозяин средств производства, нанимающий и организующий производительные силы, то в образовавшихся производственных отношениях эксплуататор и эксплуатируемые выступают как классы (что есть капитализм).
Значит, классы определяются только в отношении к собственности на средства производства.
Если при исчезновении эксплуататоров, с исчезновением антагонистических отношений и эксплуатации человека человеком, производительные силы – рабочие, крестьяне – становятся собственниками средств производства, то исчезают и классовые противоположности, т.е. классы исчезают вообще. Как в своё время заметил Маркс: капиталистов нет, и классов нет.
Система, обнаруживающая сочетание собственника средств производства и собственника произведённого продукта в лице производителя (рабочего, крестьянина), является общественной, товарищеской, т.е. социалистической.
Коллектив социалистического предприятия является не только производительной силой в процессе материального производства, но единственным хозяином средств производства и хозяином им же произведённого продукта.
Эксплуатация человека человеком, порождённая частной собственностью на средства производства, являющейся основой существования буржуазного государства, может быть уничтожена только при единственном условии – упразднением причин, породивших её.
Пролетарская революция, упраздняющая старые производственные отношения, ликвидирует первопричину этих отношений – частную собственность на средства производства.
Пролетарская партия, возглавившая рабочий класс в борьбе за установление его диктатуры, после укрепления завоёванной власти, после исчезновения классовых антагонизмов исчерпывает свою историческую миссию. А это означает, что «публичная власть теряет свой политический характер».
Применительно к российским условиям двадцатых и начала тридцатых годов мы должны признать, что именно тогда, когда эксплуататорские классы были уничтожены не только экономически, но и физически, в СССР больше не существовало классовых антагонизмов, не существовало классов в марксистском, диалектическом понимании. Следовательно, не существовало и объективных условий для продолжения деятельности марксистской пролетарской партии уже хотя бы потому, что вместе с бывшими эксплуататорами исчезли и их политические организации.
На основании изложенного приходим к выводу, что уже в середине тридцатых годов в СССР утвердилась партийно-государственная система, существование которой не укладывается ни в какие рамки теоретических разработок основоположников марксизма: при отсутствии эксплуататоров и классов, вообще, в стране господствует партия, политическая власть, историческое назначение которой – организованное насилие одного класса для подавления другого. Вместо «превращения государства в простое управление производством» в СССР воцарилась политическая монархия под «красными перьями». Уродливость такой системы очевидна!
Последователи марксизма, начиная со Сталина, не поняли и не понимали сущности классов и их роли в развитии общественно-экономических формаций; не поняли основополагающего момента, точки отправления – отношение к собственности; не поняли, что классы возникают и существуют только в отношении к собственности на средства производства, но не в отношении к средствам производства (завод, земля) как совокупности предметов и средств труда, используемых в процессе материального производства.
Именно отношение к средствам производства, как к предметам и средствам труда, положено в основу определения классов «последователями» марксизма и их нынешними «преемниками».
Искажение диалектической сущности классов привело к извращению роли пролетарской партии, противоестественное существование которой проявилось в форме руководящей и направляющей силы, присвоившей себе права опекуна над всеми народами великой страны, поучающей их и надзирающей за ними, как за дошколятами-несмышлёнышами, не позволяя им выпрямиться во весь рост и проявить зрелость и самостоятельность в суждениях, творческих достижениях в организации процесса материального производства и государственного устройства; противоестественное существование которой подобно инородному телу, внесённому в живой организм, с неизбежной закономерностью должно было вызвать реакции отторжения; уродливость существования которой выразилась в виде чужеродного паразитического нароста на теле народа и государства, как раковая опухоль, разрушающая и омертвляющая государственный механизм, как гигантский спрут, удушающий инициативу, творческую активность и интеллект народа; как деспотическая политическая монархия, которая неизбежно должна была взорваться, взорвалась и взорвётся повсюду.
Все однопартийные режимы обречены. И чем быстрее это поймут догматики однопартийной системы, тем меньше бед падёт на головы народов этих стран, тем меньшие издержки и потери понесёт экономика таких государств.
Продолжение существования политической власти в форме руководящей и направляющей партии, как монополии, есть анахронизм, «…порождающий неизбежно стремление к застою и загниванию», являющийся тормозом и препятствием на пути экономического развития.
Продолжение существования публичной политической власти, как средства подавления, ведёт её к перерождению в собственника средств производства и произведенного продукта, с правом присвоения чужого труда, возрождая, тем самым, антагонистические отношения между собственником и производителем (рабочим), реставрируя капиталистическую систему, консервируя отношения на уровне классов.
Фальшивость и уродливость насильственно насаждаемой политической системы, место которой на свалке истории, подтверждается неспособностью партийных функционеров управлять социально-экономическими процессами, подменяя творчество и интеллект народа ограниченным умишком своего узкого круга лиц.
При учёте всех нюансов, характеризующих партию как собственника, даже и нынешнюю её кадровую политику, как право хозяина, право собственника, можно констатировать: уродливость ныне действующей партийно-государственной системы – это похоронный колокольный звон по марксистской мысли, по марксистскому подходу к действительности.
Только похоронный колокольный звон по однопартийной политико-государственной системе высвободит неисчерпаемую творческую энергию народа и раскрепостит его могучий интеллект.
Партия, существующая вопреки логике и здравому смыслу, вопреки диалектике исторического развития, существующая через насилие над совестью и сознанием народа, может управлять только насилием и имеет в своём арсенале единственный аргументированный атрибут власти – насилие.
Именно непонимание диалектики исторических процессов привело к посрамлению всю систему социализма.
Именно «маятниковое сознание» «последователей» марксизма и «преемников» ленинизма проскочило момент истины, заключающийся в том, что в обществе без эксплуатации человека человеком нет места для существования партии, и, следовательно, руководящая партия не является носителем коммунистического идеала.
Факт существования партии нужно рассматривать как извращение коммунистической идеи и марксистского учения. Тирания, диктатура и тоталитаризм – это атрибуты насилия однопартийной системы, узурпировавшей народную власть. «Власть народа, но без народа, это не власть народа».
Фальшивая система прикрывается фальшивым народовластием.
Следовательно, обвинения марксистского учения и коммунистической идеи – «главное зло мира» и «олицетворение мирового зла» - относятся только к руководящим и направляющим партиям, существующим вопреки коммунистической идеи.
«Идея, которая расстаётся с интересом, посрамляет себя». (Маркс).
Не виноват Маркс в том, что с уничтожением эксплуататорских классов средства производства не достались производительным силам. В роли собственника-распорядителя оказалась партия (отчуждение собственности от производителя).
И здесь всё поставлено с ног на голову: не экономическая основа (базис) определяет политическую надстройку, а уже политическая основа уготовила экономике роль надстройки.
Приведя страну к всемирному позору, выставив её на вселенское посмешище, теперь обвиняют «устаревшие и не оправдавшие себя догмы Маркса».
Публичная политическая власть, существующая как средство подавления, переродилась в собственника средств производства и произведённого продукта, с правом присвоения чужого труда. Тем самым возродились антагонистические отношения между собственником и производителем.
Насилие над марксистской теорией привело к морально-экономической катастрофе, привело к революционной ситуации и в нашей стране.
В тридцатых годах Сталин «открыл», что по мере укрепления социализма усиливается борьба классов!? (И это в бесклассовом обществе!) Сталинское «открытие» привело к «эпохальному открытию», совершенному в середине семидесятых годов – «Рост роли партии по мере продвижения к коммунизму», уже через десятилетие, обнажившее его экономическую несостоятельность, прорвавшее партию к очередному теоретическому открытию – «К гуманному, демократическому социализму с человеческим лицом» и с частной собственностью на средства производства.
Вдумайтесь: реставрация капитализма, но гуманного и демократического. Щель, брешь, предоставленная частной собственности на средства производства, мгновенно превратится в широко раскрытые ворота с двусторонним движением.
Великое дело, начатое Марксом и продолженное Лениным, партией – смердящим политическим трупом – загублено окончательно. Политические трупы сеют только смерть и разрушения.
Марксовое – «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» - осталось несбывшейся мечтой.
Анализ экономической деятельности руководящих и направляющих партий социалистических государств приводит к математической закономерности: эффективность развития экономики прямо пропорциональна росту демократических процессов в экономике страны и обратно пропорциональна партийной диктатуре, т.е.

Экономическое развитие = демократия / партийная диктатура.
Рост роли партии в семидесятых годах доконал нашу экономику уже в восьмидесятых.
«Революционной» перестройке есть революционная альтернатива: решение социально-экономических проблем (среди них и освобождение труда) связано с решением политической – отстранение партии от власти, роспуск её и полное и окончательное устранение с политической арены, из жизни общества.
Это тем более необходимо и не терпит отлагательства, что и сегодня вся Платформа ЦК КПСС к XXVIII съезду пронизана прямо-таки болезненным стремлением во что бы то ни стало держаться у власти до конца: «партия сумеет сохранить авангардные позиции …», «бороться за сохранение положения правящей партии», партия намечает, отстаивает, выступает, содействует, поддерживает, консолидирует и т.д., и т.п. (Агония!)
Нет только признания того, что эти же средства из партийного арсенала с одобрением и поддержкой под громогласные аплодисменты на всех партийных форумах и совещаниях всегда признавались «самыми-самыми», что никогда и никем ничто из этого арсенала не ставилось под сомнение, что именно под руководством партии мы «пришли» к перестройке, которую возглавила эта же партия. Опубликованная Платформа представляет собою исторический нонсенс, подобный тому, как если бы накануне свершения Великой Октябрьской революции во главе её оказался Николай II.
Партия – символ эксплуататорского строя, принадлежность классовых образований.
Пытаясь копировать капитализм, не замечают, что там у власти политика даже не присутствует.
Нашему бесклассовому обществу не нужна политическая власть.
Для решения социально-экономических проблем нужна власть экономических и технических специалистов, представленная выдающимися учёными, одаренными и творческими личностями.
Только на беспартийной основе можно реализовать потенциал нашей великой страны. Не перестройка, а только строительство нового здания под руководством Народа, руками Народа и для Народа!
«Великие исторические задачи, стоящие перед обществом, могут быть решены только миллионными массами трудящихся, которые сами управляют социально-экономическими процессами» (Ленин).
На старом фундаменте нового храма не построишь.
Только так можно реализовать великую идею Маркса, за которую сражались и отдали жизни сотни тысяч и миллионы борцов на всех континентах нашей Земли.

20.02.90. В. Фёдоров.